Оленный камень

Здание краеведческого музея в Иркутске… Когда то в этом мавританском особняке располагался Восточно-Сибирский филиал Русского географического общества. Обычно туристы смотрят наверх – на фризе здания имена знаменитых ученых и путешественников, кто-то сразу после этого спешит к памятнику Императору Александру III.

Остановитесь на мгновение… Слева от входа – высокая каменная плита со скошенной вершиной. Обычно она не входит в число достопримечательностей в обзорной экскурсии по городу. Её легко не заметить, просто пройти мимо, Но попробуйте рассмотреть ее, не сразу, но на поверхности отчетливо видны древние орнаменты. Вы наверняка Очень удивитесь, когда узнаете, что датируется она 5-7 веком До нашей эры…
оленный камень

Очень хорошо проступает круг в верхней части плиты. Что бы это могло быть – Луна? Солнце, Или глаз загадочной рыбы?
Дальше мы видим причудливые пышные завитки рогов, длинные в полете тела, и … необычные удлиненной формы морды, а, возможно, клюв фантастической птицы. В целом, изображения похожи на оленей.
Так и есть, перед вами знаменитый Оленный Иволгинский камень. Название Иволгинский предложил академик Окладников в 1954 году.
Оленные камни — массивные отесанные каменные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался олень, откуда и произошло название. Культ оленя был распространен у многих народов как Европы, так и Азии, в России они часто встречаются на Алтае, в Тыве, Байкальском регионе, также известны находки в Монголии и Китае и других местах. Олень – часто олицетворял само солнце, это животное наделяли магическими силами.
Оно было проводником и посредником между двумя мирами – реальным и потусторонним, не случайно у шаманов короны украшены рогами именно оленей. Об их целебной силе до сих пор ходят легенды, ведь панты уже со времен глубокой древности высоко ценились народами Азии. Это мощное лекарственное средство, повышающее общий тонус и излечивающее от заболеваний пищеварительного тракта, нервной и кровеносной систем.
Датируются эти загадочные плиты поздним бронзовым и началом железного века. Камни устанавливались в оградки плиточных могил, так хоронили великих воинов. Также они отмечали места культовых торжеств и жертвоприношений.
С первого раза сложно рассмотреть всю стелу. Не волнуйтесь – у меня всегда с собой есть рисунки-зарисовки, которые помогут нам увидеть изображения, высеченные в камне на глубину 0,3-0,4 миллиметра. На оленных камнях часто также изображали лошадей, солярные знаки, геометрические фигуры, и предметы вооружения.
Наш камень украшен изображениями с 3 сторон. На передней стороне плиты изображены три большие фигуры оленей, они расположены друг под другом. Выполнены они в одной характерной позе, словно устремляясь в небо, летя высоко к солнцу. Их морды необычно удлиненной формы, похожие на клюв птицы, некоторые исследователи даже полагают, что это не олени, а пигалицы. А вот рога – настоящие, оленьи – причудливой пышной формы.
Если хорошо присмотреться, на камне можно также увидеть изображения стилизованных лошадей, охотничьего лука, металлического зеркала, топора и кинжала.
Трехметровый исполин, ныне располагающийся в ограде Иркутского музея, был обнаружен в 1865 году между Иволгинской и Ключевской станциями по тракту из Верхнеудинска в Селенгинск, в 22 верстах к югу от Верхнеудинска, известным исследователем древностей Забайкалья Д.П. Давыдовым, членом-сотрудником сибирского отдела Русского географического общества. Интересно узнать, что именно он – автор стихотворения «Думы беглеца на Байкале», в изменённом виде ставшее с 1860-х годов народной песней «Славное море – священный Байкал». Давыдов был убежден, что камень выполнен из песчаника, позже оказалось, что это розовый забайкальский гранит.
Не ограничиваясь осмотром и зарисовкой плиты, Давыдов решил произвести на месте, где она лежала, раскопку: «Мы опрокинули плиту с большими усилиями. В углублении под нею разобран щебень и от поверхности земли найден лошадиный остов без головы, вместо которой оставлено лишь несколько задних зубов. Никаких признаков сбруи здесь не найдено. Под остовом продолжали разрывать землю, чтобы удостовериться, нет ли чего ниже, и кончили работать, когда было слишком ясно, что далее почва нетронута. Можно думать, что остов лошади был основанием предполагавшегося к постройке маяка, почему-то неотделанного, тем более что самая засыпка остова как бы не окончена. Тут, вероятно, хотели поставить так наз. писаную плиту».
Как попал камень из Забайкалья в Иркутск? Сложно сказать, точная информация отсутствует, возможно, и сам Давыдов мог доставить ее на лошадях. Одно точно, похожего памятника в Иркутске, да и в Прибайкалье, пожалуй, нет.
Логичен вопрос, почему его не установят в специально отведенном зале музея? Он просто не поместится, ведь его размеры 3,5 метра в длину и 90 сантиметров в ширину.

Рассказывают, что одно время в музее рассматривали вопрос о том, чтобы перенести его в защищенное помещение. Но после осмотра оказалось, что камень настолько прижился и просто врос в землю, что нагрузка может оказаться фатальной и он разрушится.
Так и стоит загадочный камень, уютно устроившись возле музейной стены, неторопливо наблюдая за нашей жизнью – мимо торопятся машины, суетятся люди, а волшебные олени продолжают свой бесконечный полет по небу, вперед, за солнцем…

Автор статьи: профессиональный гид-экскурсовод по Байкалу Анна Яковлева

Выбрать базу отдыха на побережье Байкала можно здесь.

Наш Instagram* —  @фанат байкала

Впечатляющие фотографии и полезные советы по отдыху на Байкале - @fanat_baikala

Фото в Инстаграмм