+7(3952) 96-58-28, +7(495) 762-97-76

Chinese (Simplified)EnglishGermanRussian

ЗОЛОТО НА БАЙКАЛЕ

ЗОЛОТО НА БАЙКАЛЕ

90 килограмм золота лежат в пади Большие Коты.
Интерес к золотодобычи на Байкале был всегда и остается в настоящее время. Именно поэтому мы решили поделиться информацией и статьей Рудольфа Кавчика, проработавшего на предприятии, которое занималось разработкой в одном из самых известных районов золотодобычи на Байкале – поселке Большие Коты.

14570734_1046577362125879_4566344979547111646_o

“Просматривая свои старые фотографии, я наткнулся на фотографию остатков драги. Той самой драги, которая принадлежала институту ИРГИРЕДМЕТ, в котором я проработал 13 лет. То ли ностальгия, то ли пытливое любопытство, желание узнать судьбу близкой мне по духу машины, дали толчок к поднятию истории золотодобычи на Байкале. От Иркутска пару часов на теплоходе и я ступаю на исторический золотоносный берег.

14566231_1046578375459111_3274106553201324743_o

Стариков, кто работал на этой драги, уже нет в живых, но остались дети, которые и поведали мне всю историю дражного флота «Байкал Золото».
Первое упоминания о золотодобычи в Котах относится к 1856 году. Работал Меркурьевский прииск. Старательская золотодобыча велась от пади Черная до пади Кадильная. Добыча велась вручную, отмывали породу на бутарах. При Николае II старатель добывал золотого песку на рубль в день. Не плохой заработок по тем временам. На серебряный Николаевский рубль можно было купить пять килограмм мяса или два ведра молока или полтора пуда муки, а погулять в трактире и 15-20 копеек хватало.

14468602_1046577515459197_641136557759144510_o

В революционные годы данных по добычи нет, но явно, работящие мужики не сидели дома и не махали красными знамёнами, а добывали золотой песок, дабы прокормить семью. Сколачивали семейные артели, где и женщины и мужчины впахивали на равных. Тут тунеядцев не держали, принцип прост, чем больше породы перетаскаешь и промоешь, тем больше золота добудешь. Добыл, тайной тропкой в Иркутск сходил и получил звонкую монету в обмен на золотой песок. Семья одета, обута и сыта.
Оборудование для добычи простое: шлюз, сколоченный из досок и покрытый мешковиной. В старину шлюз называли колодой. Грохот (сито, через которое просеивают породу, чтобы не пускать на шлюз ненужный материал), лопаты, кайло, тачки да сильные руки и крепкие спины. «Бери больше, кидай дальше; пока летит – отдыхай» – неизменный девиз всех старателей. Шлюз устанавливался в реке, так чтобы вода смывала породу. Тачками свозили золотоносную породу и ссыпали на шлюз. Вода быстро делала своё дело, унося песок и гравий, оставляя на дне шлюза крохотные частицы желтого металла.

14542320_1046578175459131_5938567840702903534_o

Зимой золото добывали со льда Байкала, с помощью ковша на длинной ручке. Выдалбливали майну и черпали породу со дна, с какой глубины достать могли. На костре грели воду и тут же на льду промывали на шлюзе. Работёнка еще та, в ледяной воде пурхаться.
В 1931 году, молодое советское государство разрешило мужикам добывать драгоценный металл и вплоть до 1953 года скупало золото, обменивая его на боны. Боны – заветная бумажка на которую в голодной стране можно было купит муку, сахар, сапоги и любой другой дефицитный товар и ценилась боны выше обычных денег. После смерти Сталина в 1953 году боны отменили, а мужикам запретили мыть золото под угрозой суровой статьи 88-й запрещающей операции с валютными ценностями, к которым относилось и золото. Можно было схлопотать реальный срок от 5 до 15 лет с конфискацией имущества и отправится мыть золото на Колыму, но уже легально, правда под конвоем.
Когда появилась первая драга на Байкале, история умалчивает, я думаю в середине 30-х годов. О чем свидетельствует найденная на коробе оборудования табличка завода изготовителя «Завод Горно-обогатительный Котлякова», вероятней всего это Ленинградский завод, переименованный в 1929 году из «Металпром».

14612633_1046578065459142_6811027117039594288_o

Драга, судя по найденным в полутора километрах от берега Байкала останкам, была небольшая. GPS координаты драги 51.917175, 105.072231. Два прямоугольных, плоскодонных деревянных понтона метров 10 в длину и 2 в ширину. Они собраны из досок толщиной в три дюйма. Борт двойной и между бортами залит бетон, вероятно это балласт, который располагается не на дне, как у всех судов, а вдоль бортов. Ширина черпаковой рамы сантиметров 70. Дражные ковши в 50 литров. Драга так и называлась – пятидесятилитровая. Глубина черпанья метров семь, не больше, судя по длине черпаковой рамы. Черпаковую раму мы нашли на берегу Байкала, удивительно как её не утащили на металлолом. На драге работало 2-3 человека. Электричество для работы драги подавалось с береговой дизель электростанции, её остатки мы нашли на правом берегу, GPS координаты 51.918786, 105.072172. Передвигалась драга по реке с помощью ручных лебёдок.

14524420_1046578242125791_382854789241008507_o

По разным данным на Байкальском участке работало 2 или 3 драги. Мы нашли остатки только двух драг. Первоначально драги отмывали прибрежную зону Байкала от р.Малая Котинка до Скрипера в пади Сенная. Позже, одна из драг начала подыматься по реке Б.Котинка и прошла 4 километра. Ширина речной россыпи метров 80, золотоносные пески находятся на глубине 1-2 метра и содержат 200 мг золото на кубометр породы. Мощность песков 2,5 метра.

14612647_1046577422125873_7484674638750935273_o

Последнее промышленное золото в Котах добыли в 1968 году, на этом славная история дражного Байкальского флота завершилась. А причина простая. Советское производственное объединение «Лензолото», в которое входили все золотодобывающие предприятия Иркутской области, находится далеко в Бодайбо. Ему 10 кг с Байкальской драги, как слону дробина, а хлопот со снабжением и сохранностью золота удалённой байкальской флотилии полно. Лензолото добывало в те времена больше десяти тонн золота, данные секретные по тем временам.
Лензолото передало драгу на Б.Котинке под экспериментальную базу иркутскому институту «Иргиредмет», который в те годы был головным НИИ золотодобывающей промышленности СССР Сотрудники Иргиредмета проводили на драге эксперименты по извлечению золота. Но потом и Иргиредмету в силу политических и закулисных обкомовских распрей работа с драгой стала неинтересной, так как с ней было много хлопот. Драга работала от дизельной электрической подстанции. Топливо завозили зимой по льду, летней дороги в Коты и сейчас нет. Нужно было держать 3-4 рабочих на драге, транспорт, плюс обеспечивать сохранность золота и его транспортировку в Иркутск, хлопотно это и по шапке получить можно от очередной проверки. А золото не в счёт, оно государственное.

14604853_1046578062125809_8186993299621486997_n

Вот общая конструкция и схема работы золотоносной драги.
14444944_1046578522125763_4611007301508538100_o

Выражаю глубокую благодарность Нина Иннокентьевне Помазкиной, библиотекарю, сохранившую историю золотодобычи на Байкале. Бережно хранящую уникальные старинные фотографии запечатлевшие моменты истории.”

Автор статьи Рудольф Кавчик.
Оригинал статьи можно прочитать здесь – https://www.facebook.com/rudolf.kavchik/posts/1046578902125725.

(следующая статья)

Комментарии закрыты.

Заказать звонок
+
Жду звонка!
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
Яндекс.Метрика