+7(3952) 96-58-28, +7(495) 762-97-76

Chinese (Simplified)EnglishGermanRussian

Вокруг Ольхона на велосипедах

Вокруг Ольхона на велосипедах

Автор статьи: инструктор по велоспорту Светлана Ширшова

 Озеро Байкал, имея свою особенную энергетику, притягивает к себе и летом и зимой гостей, туристов, спортсменов и путешественников. Особенно его притяжение действует на тех, кто уже побывал хоть раз в любой его бухте, заливе, или даже острове. Да-да, на этом уникальном озере есть несколько островов – Замагой, Огой, Боракчин, иные острова, и лишь на одном из них проживают местные жители – буряты – на острове Ольхон. Недалеко от Ольхона есть и Ушканьи острова, где находится одна из метеостанций Байкала, и постоянно дежурит персонал. Ввиду того, что Ушканьи острова являются излюбленным местом обитания уникальной байкальской нерпы и местом ее размножения, жить там и находиться, конечно, запрещено.
Попав впервые на остров Ольхон, не каждый увидит его красоту. На самый первый взгляд, это просто степь, а от места переправы до жилого поселка Хужир и первых деревьев – почти половина острова, берега в основном неприступны, а вода холодна даже летом за исключением пары заливов и бухт. Тем не менее, побывав на Ольхоне всего несколько часов, ты заряжаешься уникальной энергией, которая будто окрыляет твое тело, и чувствуешь себя на удивление легко и свободно от всех забот. Время тут будто останавливается, и, уезжая домой, каждый раз себе даешь слово вернуться.

DCIM100MEDIA

ОСОБЕННОСТИ МАРШРУТА

 

На Ольхон можно приехать не только летом, но и зимой. Зимой даже нужно, ведь тогда предоставляется уникальная возможность увидеть остров со стороны воды. Я предлагаю сделать это, проехав вокруг Ольхона на велосипеде. Это позволит не торопясь осмотреть сам остров Ольхон, его скалы, получить незабываемые ощущения и уникальный опыт зимнего путешествия по льду Байкала на велосипеде и почувствовать себя единым целым со льдами, скалами и ветрами Байкала. Для этого необходимо всего лишь желание и шипованный велосипед.
Данное путешествия планировать желательно в конце февраля – в начале марта, так как днем стоит комфортная температура, светит яркое солнце и ночи тоже теплые. Особенно это актуально для того, кто выберет путешествие вокруг Ольхона с ночевками вне домиков. Мест, где встать на ночевку с дровами совсем немного, тем не менее, мимо леса с ровными площадками для комфортного сна проехать будет невозможно.

велосипед на байкале

велосипед на байкале

КАК ДОБРАТЬСЯ

Добраться до Ольхона из Иркутска можно разными способами – на автомобильном, воздушном или водном транспорте. Рассмотрим самый обычный способ заброски – на общественном автобусе или собственном автомобиле.
Отъезд муниципального автобуса осуществляется с автостанции города Иркутска в 8.45 утра. Билеты нужно приобрести заранее, не забыв про билет на велосипед, уточнив в кассе возможность размещения велосипеда в багажном отсеке.
Необходимо прибыть на автовокзал раньше, чем отправление рейса минут за 30-40, ведь твоего двухколесного друга еще нужно разобрать и упаковать в необходимом виде для перевозки в автобусе. Также желателен чехол для упаковки велосипеда. Билет можно приобрести сразу до поселка Хужир в случае если хочется начать свое путешествие оттуда. Для выполнения данного маршрута билеты необходимо брать до п. Сахюрта (паромная переправа МРС).
Когда озеро Байкал не скованно льдом, от МРС до острова Ольхон ходит паром. Когда движение парома запрещено – перевозка пассажиров осуществляется на катере с воздушной подушкой. В зимнее время по льду передвижение осуществляется автомобильным транспортом.
Если ты добрался до МРС на своем автомобиле, то его можно оставить на одной из многочисленных баз отдыха за небольшую плату. Мы всегда оставляем его на турбазе Ветер Странствий, там же и ночуем по необходимости. Пляшущие человечки и диковинные фигуры, велосипедист и прочая деревянная живность радуют глаз, а теплые уютные домики и столовая с разнообразным меню не оставит равнодушными. Однажды в нашем путешествии рыбаки угостили наловленной ими рыбой – хариусом и омулем, так в этой столовой повара нам сварили из рыбы очень вкусную уху.

IMG_2475.jpg

 

Вернуться в г. Иркутск при отсутствии собственного автомобиля можно на рейсовом автобусе или «проголосовав» владельцу автомобиля с подходящим под размер разобранного велосипеда багажником.

 

ПРОТЯЖЕННОСТЬ И СХЕМА МАРШРУТА

 

1.  Автомобильная часть пути – из г. Иркутск до п. Сахюрта (МРС) и обратно (в одну сторону – 250 км, время в пути – 4-5 часов);
Ссылка на маршрут - «на Ольхон на автомобиле» на Яндекс.Картах

2. Экспедиционная часть - от п. Сахюрта (МРС)- по льду озера Байкал на велосипедах вокруг острова Ольхон с возвращением в п. Сахюрта (МРС). Количество дней путешествия – 3 дня.

Ссылка на маршрут -  «Вокруг о. Ольхон» на Яндекс.Картах

Маршрут движения происходит против часовой стрелки – от МРС – до мыса Уншуй, далее – мыс Ухан – мыс Ижимей с его самой высокой точкой острова – горой Жима (1 274 м) – поселок Узуры – легендарный мыс Хобой с его женским профилем, мыс Три Брата, мыс Бурхан с не менее уникальной скалой Шаманкой – острова Малого Моря – мыс Кобылья Голова.
Всего на велосипеде расстояние может составить от 150 до 170 км в зависимости от ледовой обстановки:
а) первый день – 63-75 км
б) второй день – 55-65 км,
в) третий день без учета осмотра островов Малого моря – 35-45.

 

Необходимое снаряжение для зимнего велопохода:

Для безопасного и комфортного передвижения по льду Байкала необходимы шипованные покрышки для велосипеда. Без них на льду Байкала делать нечего – его уникальная структура такова, что даже на самой “злой” резине ты будешь бесконечно падать. Известны случаи, когда целой группе пришлось заворачиваться обратно из-за одного человека, посчитавшего не шипованные покрышки достаточно устойчивыми для езды по льду Байкала.
Если маршрут планируется полностью или частично автономным с ночевками на берегу возле костра, то необходимо заранее запастись палаткой, горелкой, котелками, ковриком, спальным мешком, другим необходимым снаряжением и, конечно, продуктами. Если ночевки будут только теплые, то желательно до начала путешествия заказать место хотя бы в поселке Узуры в связи с ограниченностью домиков. Тем не менее, горелка с котелком желательна – тогда при высокой усталости или замерзании есть возможность вскипятить чай или подкрепиться.
Для защиты кожи лица от солнца и ветра требуются маска или крем от загара с максимальной степенью защиты, иначе в солнечный день будет получен ожог. Гигиеническая помада также спасет губы от солнечного ожога и ветра – это касается и мужчин тоже.
Для защиты глаз – очки, желательно два вида – солнцезащитные (необходимы!) и прозрачные на случай плохой видимости (можно не брать). Солнцезащитные очки заменят при нужде прозрачные, поэтому первые бери обязательно!
Для защиты тела от ветра – соответствующая одежда. Ветра на Байкале дуют всегда. Чередование ветров с южного на северный, следом с восточного на западный в течение одного дня – обычное дело для Байкала. Принцип многослойности (как капуста) при данном путешествии приветствуется – жарко станет – слой снимаешь, холодно – надеваешь.
Отдельно стоит сказать про запасные варежки/перчатки: руки на руле во время движения велосипедиста не работают, поэтому на ветру быстро мерзнут. В этой связи держи их всегда в ближайшем кармане вело-рюкзака.
Во время путешествия может случиться, что ты промочишь ноги. В идеале желательно иметь сменную обувь. Понятно, что велосипедисту на себе все не унести. На этот случай надевай на ноги сухие носки, сверху целлофановый пакет, сверху еще сухие либо те самые мокрые, но отжатые носки, сверху сырые ботинки. Все, ноги мерзнуть не будут. На ближайшем ночлеге ботинки сушим. Вывод – сухие носки с целлофановыми пакетами держи там же, где и запасные варежки – рядом.
Очень сильно рекомендую брать с собой термос. В любой момент твоего пути можно остановиться и перекусить прямо на льду – под себя кладешь коврики, достаешь термоса с перекусами, и, жмурясь на солнышке, наслаждаешься обедом. Не имея с собой горячего чаю, придется пить взятые с собой запасы воды. В любом случае в пути ты охлаждаешь горло, вдыхая холодный воздух. Если при этом еще и пить холодные напитки, горло можно застудить.

IMG_2454.jpg

 

С западной стороны Ольхона промежуток между ним и материком называется Малым морем, и вот на этом-то участке есть несколько маленьких островков, имеющих пещеры. У самого Ольхона пещеры тоже есть. Летом ни в одну из них сверху не спустишься, а, подплыв на катере, внутрь попасть невозможно. Зато зимой вода замерзает, и предоставляется возможность зайти в них во весь рост, заползти на коленках, или проникнуть на животе.

IMG_0440.jpg

О красоте пещер с замерзшей живописно водой внизу, вверху и на стенах в следующем рассказе, а пока вернемся к нашей цели – путешествие вокруг острова Ольхон на велосипеде.
Встав лицом к Ольхону, выбираем направление направо (против часовой стрелки) и держим курс на самый впереди выступающий мыс Ольхона – на мыс Уншуй. От него, как правило, всегда идет становая трещина, характеризующаяся торосами, иногда открытой водой. Расстояние от этого мыса до “суши” называется Ольхонские ворота. Ветра, постоянно живущие в них, тебя либо вдувают в ворота, либо выдувают из них, и сдувают весь снег со льда, поэтому лед зачастую свободен для проезда на велосипеде. Для более комфортного путешествия накануне лучше всего провести мониторинг состояния льда Байкала с помощью специализированного сайта, например, тут:  http://www.geol.irk.ru/dzz/bpt/ice/bpt_ksm.htm
Это позволит составить маршрут максимально проезжабельным по льду и минимально затрагиваемым снежное покрытие.

 

IMG_2387.jpg

 

Трещина преодолевается в самом безопасном месте, не торопясь, крепко держась за велосипед – его шипы более устойчивы, чем подошва обуви.

 

IMG_2391.jpg

От мыса Уншуй держи путь до мыса Ухан, одновременно наслаждаясь звуком шипов, режущих лед, ветром, чистым воздухом, солнцем, самим путешествием.
Берега в основном неприступны, но очень живописны. Скальные нагромождения будят воображение, и можно увидеть в них замки, крепости, башни.

 

IMG_0360.jpg

 

Если позволит ледовая обстановка, можно будет заглянуть в одну из пещер Ольхона. Как таковой пещерой в полноценном ее смысле она не является, тем не менее, очень живописна, что снаружи, что изнутри.

IMG_0386.jpg

IMG_0377.jpg

От мыса Ухан держи направление на мыс Ижимей с его самой высокой точкой острова – горой Жима (1 274 м). Гора считается священной у местного населения, и раньше, по преданиям, шаманы проводили на ней обряды.
Каждый планирует свою первую ночевку сам. Можно заночевать на берегу, за мысом Ижимей, пара-тройка оборудованных мест там имеется, можно встать и там, где нет стоянки, тем более в этом месте много ровных площадок для постановки палатки, и есть дрова. Зато при условии ночевки на берегу Ольхона, после посиделок у костра, можно отойти от него и посмотреть на небо, а там – звезды с кулак величиной. Это будет для тебя незабываемой картиной на долгие месяцы, и ты еще раз захочешь вернуться на Ольхон ради этих звезд и теплого воздуха ночью и тихого-претихого дыхания Байкала, прерывающегося резкими звуками – так на Байкале, остывая, лопается лед.

 

IMG_2396.jpg

 

Второй вариант ночевки – в п. Узуры, который находится недалеко от мыса Ижимей (10-13 км). Ночевка, конечно, платная. В п. Узуры имеется метеостанция и несколько домиков. Там же на берегу можно встать с палаткой, дрова есть.
Утром в п. Узуры тебе просто необходимо будет забраться пешком на самую высокую точку этого места, откуда откроется захватывающий вид на Байкал, а в ясную погоду видно полуостров Святой Нос.
После ночевки на мысе Ижимей или в п. Узуры нужно двигаться дальше против часовой стрелки в объезд Ольхона.
Обычно в районе п. Узуры и до Хужира больше льда, чем снега. А может быть и только чистый лед, и твое отражение во льду как в зеркале поразит того, кто рядом с тобой.

 

IMG_2439.jpg

 

Если внимательно смотреть вокруг себя, можно увидеть картины и композиции, созданные самим Байкалом. Это может быть лодка или что-то необычное – все изо льда.

 

IMG_0367.jpg

IMG_2398.jpg

На скалах также имеются рисунки, созданными разного цвета породами камней. Например, дракон, орел, змея, летучая мышь – все зависит от твоего воображения.

IMG_0399.jpg

На пути встречаются торосы, трещины, глыбы голубого льда.

01.04.2010 (18).jpg

 

При наличии полей торосов самое главное никогда не паниковать. Через торосы порой самим трудно найти проход, поэтому если в наличии имеется след от машины, то можно идти этому следу. Если следа машины нет, то нужно держать направление от берега, а, выбравшись из полей – все равно стараться держаться подальше от берега – торосы, как правило, образуются именно возле суши.
Если перед тобой чистый лед, на след от машины можно не ориентироваться, иди тем курсом, какой тебе удобен.
Через трещины с водой перебираться нельзя, необходимо идти до того места, где это безопасно – например, виден след машины, проехавшей после возникновения трещины, или льдины легли друг на дружку так, что появилось место перехода.

IMG_2414.jpg

 

В любом случае, рисковать нельзя, нужно обязательно переходить пешком, держаться за велосипед – при проваливании в трещину багажные сумки не дадут ему уйти на дно – в них есть воздух, да и размеры велосипеда скорее не дадут ему вообще провалиться в трещину, и тебе тоже. Также необходимо всегда быть внимательным при поездке по льду Байкала – могут подстерегать полыньи. Про безопасность на Байкале подробнее остановлюсь в специальном очерке, а сейчас продолжим путешествие вокруг Ольхона.
От п. Узуры до мыса Хобой расстояние небольшое – примерно 13 км, поэтому очень скоро ты увидишь одно из двух самых популярных мест Ольхона, овеянное легендами – фигуру каменной женщины, реалистичной до оторопи. Эта «женщина» также уникальна – ее профиль, фигура совершенно идентичны что с одной стороны, что с другой стороны мыса Хобой. Думаю, такое явление ты вряд ли еще где-то увидишь. И стоит она века в камне, и ноги ее омывают холодные воды Байкала, а лицо и грудь сушат бесконечно ветра его… Интересная легенда…

05.04.2010 (30).jpg

IMG_0409.jpg

Возле мыса Хобой всегда много торосов и трещин – течение Байкала на самом дальнем мысе Ольхона постоянно ломает лед, терзает его, не дает стоять на месте. Так как задерживаться надолго тут не стоит, поэтому предлагаю двигаться дальше – к мысу Три Брата. С какой стороны ни посмотри, а на этом мысе ты увидишь три скалы и все время разные, но всегда три, и сразу понятно – мыс три Брата плюс легенда, красиво, интересно и мистично.
От Трех Братьев перемещаешься ко второй знаменитой достопримечательности Ольхона – скале Шаманка. Это скала, изображение ее является некоей визитной карточкой Ольхона, а место овеяно легендами про шаманов, про их силу, позволяющих поднимать себя и коней в воздух, могущих вызвать изменения природы, про сквозные пещеры в самой скале. Обращаю внимание на становые трещины, тянущиеся от Шаман-Камня до островов Малого моря и противоположных берегов. Если забраться наверх, то их будет видно еще лучше. Оттуда можно сделать замечательные снимки.

04.04.2010 (112).jpg

 

Шаман-камень находится прямо возле поселка Хужир. Как только ты добрался до того или другого, то тебе обеспечена ночевка в тепле. В Хужире сдаются домики на любой вкус , цвет и кошелек, поэтому ты устраиваешься на ночевку, отдыхаешь, а утром не слишком рано снова отправляешься в путь. Дальше есть два варианта развития событий, из которых выбираешь тот, который позволяет твое свободное время. Первый – это осмотр островов Малого моря. Увидеть их можно и летом, на катере. Это будет стоить немалых средств и зависеть от времени посещения островов и их количества. А вот зимой это можно сделать совершенно бесплатно, потратив только время. Итак, если ты выбираешь осмотр островов, то читай его описание в следующем рассказе. Если ты выбираешь второй вариант, который включает в себя возвращение на МРС без осмотра островов Малого моря, то ты продолжаешь объезд острова Ольхон.
Из достопримечательностей будут уникальные острова Малого моря по правую руку, живописные бухты и заливы Ольхона и мыс Бычья голова, который находится почти напротив МРС.

IMG_2471.jpg

 

Еще – огромное количество рыбаков на льду. Будто маленький яркий город – палатки, микроавтобусы издалека смахивают на домики.

IMG_2474.jpg

 

Обратный путь из МРС на автомобиле или автобусе будет недолгим, ведь путь домой всегда короче, чем путь из дома. А побывав на Байкале даже один раз, ты приедешь туда еще раз и пригласишь с собой друзей, близких или просто незнакомых людей, “кинув клич”, например, на местном форуме.  Добро пожаловать.

В следующей статья я продолжу описание зимних веломаршрутов по Байкалу. Если вы интересуетесь веложизнью на Байкале, буду рада вас видеть на моем блоге.

Ваша Светлана Ширшова.

 

Выбрать гостиницу на Ольхоне можно здесь.

ВОЗЬМИ БАЙКАЛ С СОБОЙ!


 

(предыдущая статья)
(следующая статья)

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Заказать звонок
+
Жду звонка!
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
Яндекс.Метрика