Chinese (Simplified)EnglishGermanRussian

Веломаршрут Бабушкин–Гусиноозерск

Веломаршрут Бабушкин–Гусиноозерск

Автор статьи: инструктор по велоспорту Светлана Ширшова
 

У велосипедистов г. Иркутска есть еще один традиционный веломаршрут, от г. Бабушкина до г. Гусиноозерска. Данный маршрут не является популярным из-за своей автономности на всем протяжении пути, тем не менее, то одна группа велосипедистов, то другая ежегодно проезжает этот путь.

 

Последний импорт - 08

 

Примечателен он своей 100% оторванностью от цивилизации, отсутствием машин и полным слиянием с природой. К тому же попутно предоставляется возможность пересечь три перевала хребта Хамар Дабана. Звучит заманчиво, правда? Кстати, если этим маршрутом поехать в августе месяце, то ко всем удовольствиям можно еще и поесть до отвала ягод и грибов.

 
Последний импорт - 05
 

Особенности маршрута:
 
Общее расстояние ~ 185 км.
Маршрут проходит по трем перевалам только по гравийной дороге. Длинные подъемы, соответственно, чередуются с длинными спусками, тем не менее, очень крутых незаезжабельных нет.
Главная цель пути – Гусиное озеро, находящееся на высоте 550 м и лежащее в 110 км к юго-западу от Улан-Удэ.
 
Как добраться:
 
- приобрести билеты в плацкартный вагон от станции Иркутск Пассажирский до станции Мысовая (раньше г. Бабушкин назывался Мысовск, ударение на «Ы»). Провоз велосипеда теперь платный, не забывай приобрести на него отдельный билет (~ 75 руб.) Можно добраться также на перекладных электричках до станции Мысовая с неполноценной ночевкой в г. Слюдянка.
- для обратного пути приобретаются билеты от станции Загустай до г. Иркутска. Билеты лучше брать заранее, иначе возникает риск не уехать в нужное время.
 
Время в пути (на велосипеде):
 
От двух дней до трех-четырех в зависимости от поставленных целей и физической подготовки участника.
 
Описание маршрута:
 
Там точно есть гнус, репелленты иметь необходимо. Медведи и прочие хищники там тоже есть – вокруг тайга. Мы, правда, ни одного не видели, но фальшфейер под рукой держали.
Старт со станции Мысовая в городе Бабушкин.

 
Последний импорт - 01
 

Очень важно от станции сразу попасть на асфальтовую улицу Советская, по которой необходимо двигаться в сторону хребта до гравийной дороги. Дальше продолжается движение уже по гравийной дороге вдоль реки Мысовка, по ее правому берегу.
Эта дорога и будет твоим спутником сначала до Темника, потом до улуса Удунга и далее – до Гусиного озера.
Дорога является большей частью технической – для обслуживания ЛЭП (которая будет постоянно в пределах видимости), очень хорошо содержится, отсыпана и укатана. Осенью по ней передвигаются грибники и ягодники – места там урожайные – тайга. За три дня на всем пути мы видели 5 машин, одна из них была техническая – обслуживающая ЛЭП, вторая – пожарная, третья – почтовая, еще две – пассажирские и 1 мотоцикл. Так что маршрут в плане оторванности от людей и цивилизации просто изумителен.
Река на этом перевале чаще бежит рядом с дорогой, чем нет, поэтому с водой проблем нет.
Подъем на хребет Хамар-Дабан от Бабушкина 32 км. Первые 20 км очень пологий подъем, почти незаметный.
Вдоль реки присутствуют стоянки, на них чисто.

 
Последний импорт - 05
 
В дождливое время и время снеготаяния на двадцатом километре можно увидеть некое водное препятствие, обходимое по кустарнику сбоку:
 
Последний импорт - 03
 

Такого размера луж больше может и не быть, а вот меньшего – много.
Следующие 7 км уклон постепенно увеличивается. Переходят они в 2-х километровый крутой тягун, на котором тяжело груженый велосипед опрокидывается и приходится идти пешком. Метров за 500 до окончания тягуна налево от дороги отходит менее наезженная дорога, на которую не стоит обращать внимание. Держаться необходимо все время самой наезженной дороги, так называемой основной. Своротки по виду хуже, чем главная, просто-напросто игнорируем.
Последние 2 км до верхней точки хребта ровная дорога.
Таким образом, на вершине будет 32-ой километр пути от Бабушкина от железнодорожной станции.
Дальше примерно 10 км идет относительно пологая дорога.
Где-то через 6-7 км от верхней точки хребта (38-39 км пути) главная дорога сворачивает налево, а направо идет слабо укатанная дорога, но ты помнишь, что едешь только по главной, правда? Еще через 4 км (42 км пути) дорога снова поворачивает налево, неплохого качества развилку направо снова игнорируем.
После второй развилки дорога сильно сужается, становится каменистее и менее наезженной. На ней гораздо темнее в плане освещенности, а езда затруднена ввиду наличия большого количества камней и слабой ее наезженности.

 
Последний импорт - 06
 

Через 3 километра начинается спуск (3-4 км) к реке Правая Мишиха. На 47 километре пути через нее раньше был мостик, который сейчас слабо угадывается, река Правая Мишиха больше похожа на болото. До воды, которая кончилась еще перед перевалом, осталось 10 км, но ты ведь благоразумно запасся водой в достаточном количестве?
От реки двухкилометровый тягун обратно на хребет, затем еще 3 км относительно ровной дороги с незаметным набором высоты до развилки, на которой нужно повернуть направо. С этого места (52-й км пути) начинается 20-ти километровый спуск в долину реки Элигин.

 
Последний импорт - 07
 

Через 3 км спуска с хорошим уклоном развилка, на которой необходимо ехать круто налево. Крупных камней становится все меньше и меньше, дорога превращается прямо на глазах в приятную лесную дорогу, переходящую в грунтовую. В итоге ты просто наслаждаешься 20-ти километровым спуском и далее небольшим ровным участком длиной 6 км до развилки. На этой развилке налево дорога ведет на следующий перевал, направо – к броду через Темник либо дороге вдоль Темника. Это будет 78 км пути от г. Бабушкин.
Заночевать можно в любое время, на любом километре. Мы ночевали где то на 68 км – там была речка, мы от нее поднялись вверх метров на 500, и, свернув в лес на старую заросшую дорогу, поставили палатку.
С собой рекомендую взять накомарники, которые могут вечером и утром на привале оказаться просто незаменимы в плане докучливости мошки – она вьется возле лица, не дает есть, пить. Конечно, если тебе захочется на лицо наносить спреи от мошки, то накомарники не нужны. Хотя, разведенный костер, вернее, дым от него сильно выручают в ситуации с гнусом.
От развилки на 78 км необходимо ехать налево, и путь твой будет лежать к улусу Удунга (на вид – обычные фермы) через еще один перевал.
Если на предыдущем перевале дорога почти все время расположена рядом с рекой, то на этом перевале рек рядом нет, нет ручьев, родников, вообще нет никакой воды. Поэтому необходимо заранее позаботиться о ее запасах – можно на Темнике, но это делать небольшой крюк, а еще лучше – до него.
То есть на этом перевале, заостряю внимание, заночевать не получится ввиду отсутствия воды.
На этом перевале свороток нет, дорога идет одна в одном направлении, в таком же хорошем состоянии, что и на предыдущем перевале, поэтому движение осуществляем прямо и прямо и все время вперед. Покрытие дороги – на фото ниже.

 
IMG_3855
 

Перевал длиной 31 км и после очень длинного спуска километров 11 длиной на 109 км от Бабушкина перед твоими глазами откроется чудесный вид на долину, где есть вода, и находится тот самый улус Удунга, расположенный на левом берегу реки Темник ниже впадения левого притока Удунги в межгорной долине Хамар-Дабана.

 
1
 

Долина радует глаз, длинный спуск радует ноги и попы, а внизу спуска справа не пропусти родник – он разлился на дорогу, ведущую к ферме направо вверх от той дороги, по который мы приехали, но туда сворачивать не нужно – только с целью попить и умыться из ручья.
От ручья или считай от ферм остается до моста через Удунгу ~ 10 км. Кстати, не забывай брызгаться от клещей, если хочется полежать на травке, они там есть, проверено.
Постепенно основная дорога из травянистой и лесной превратится в белую, покрытую пылью, а внизу спуска повернет налево. Едем по ней дальше, одновременно двигаясь по правому берегу реки Удунга вверх по ее течению. Слева будут холмы, справа – кусты, среди них где то течет река, поэтому добраться до самой реки будет проблематично, но это не страшно – дорога белого цвета вскоре приведет к деревянному мосту через Удунгу.
Через мост ты переедешь на левый берег Удунги, и тут тебя ожидает бонус! Можно подойти к воде обмыться или искупаться, кому позволит ее температура. Тут же есть места отдыха – стволы деревьев или полянки небольшие, правда, овод тут, к сожалению, тоже есть.
Можно прополоскать футболки, натянув их на себя мокрые, хорошо помогает при жаре.
После моста дорога уводит на третий перевал все по той же главной дороге. Придерживайся только самого ее накатанного варианта. От моста дорога снова становится лесной – вокруг деревья, под ногами – небольшие лужи, трава.
Этот участок дороги идет постоянно под линией ЛЭП, которая то пересекает дорогу, то идет рядом, то отбегает недалеко и снова к ней возвращается. Сначала от моста дорога идет по ровной местности, но постепенно будет набирать высоту, и скоро начнет свой спуск в ущелье, из которого ты выедешь к середине Гусиного озера в районе мыса Чан. Вид из ущелья.

 
Последний импорт - 10

От 78 километра от развилки на Темник до выхода из ущелья все расстояние составит примерно 80 километров.
Немного не доехав до конца ущелья, слева будет аршан – питьевой источник, а прямо возле выхода из ущелья – небольшая речка. На ней можно и встать – из озера Гусиного местные воду не пьют. Мы не пили тоже, глядя на них.

 
IMG_3866
 

Выехав из ущелья, увидишь Гусиное озеро. Налево дорога самая накатанная приведет к станции Загустай и далее при желании – в город Гусиноозерск. От Гусиного озера в районе мыса Чан до станции Загустай – 25 км.
На пути встретятся песчаные валы, стелла с интересной надписью (тут раньше стояла танковая часть, а дорога, по которой ты ехал, в народе зовется танковой) и разрушенные производственные базы.

 
IMG_3877
 
3
 

Проехав мимо ГРЭС (с виду ТЭЦ), заедешь на промзону, и там необходимо найти дорогу из бетонных плит, которая выведет на ж/д станцию Загустай и поселок с одноименным названием. По ней через 15 минут и прибудешь к конечной точке пути. На ж/д вокзале, если будет закрыто здание с залом ожидания, стучи во все двери, и тебе откроют и впустят внутрь.
На большом и длинном перроне народа, садящегося в поезд, может и не быть – поселок Загустай и город Гусиноозерск малолюдны.
Из окна вагона долгое время будет видна красивая и широкая река Селенга – главная артерия озера Байкал. Также поезд долго будет ехать внутри города Улан-Удэ – столице Бурятии.

 
IMG_3887

Приятного путешествия!

 
Подробнее о достопримечательностях восточного побережья Байкала, где проходил веломаршрут, вы можете прочитать в отдельной статье об этих местах.
 
Если ты интересуешься веложизнью на Байкале, рада видеть на моем блоге
Светлана Ширшова.
 
 
IMG_3852
 

Выбрать гостиницу или базу отдыха на Восточном побережье Байкалаздесь.

ВОЗЬМИ БАЙКАЛ С СОБОЙ!


 

(следующая статья)

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Заказать звонок
+
Жду звонка!
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
Яндекс.Метрика